Сайт памяти батюшке отцу Николаю (Емельянову) из храма Преображения Господня в Тушине
ДОБРОТОЙ МОЖНО СПАСТИСЬ
Телефон:
Адрес:
г. Москва
Главная \ Храмы

Храмы

Казанский храм, г. Кировск Мурманской обл

* 27.05.1986 г. - 30.08.1987 г.: диакон, Казанский храм, г. Кировск Мурманской обл.

Хибиногорский женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери — женский монастырь Мурманской епархии Русской православной церкви. Самый северный женский православный монастырь в мире.

Монастырь основан 20 апреля 2005 г. в Кировске Мурманской области по решению Священного Синода. Монастырь был преобразован из прихода Казанской иконы Божией Матери по прошению Преосвященного архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона. Храм Казанской Божией Матери был построен в Кировске в советское время — в 1946 г..

По состоянию на 2005 год в монастыре находились только настоятельница Акилина (Энгельман) и одна послушница, а также штатный священник храма иерей Георгий Звонцов.

 

* 31.08.1987 г. - 14.02.1988 г.: диакон, Свято - Успенский храм, г. Вельск Архангельской обл.

Свято - Успенский храм, г. Вельск Архангельской облЛюбой храм — это дом Божий, где человек всегда находит утешение, где Господь открывает людям Свои Божии пути.

В архивных рукописях священника П. Воронова читаем: «В 1702 году последовало запрещение погребать умерших при Соборной церкви, как прежде того водилось. И потому на тот предмет отведено было особое загородное место, где в 1793 году, 15 мая была заложена одноэтажная церковь и доныне существующая».

Из других источников Успенская (кладбищенская) церковь была заложена 15 августа 1795 года при царице Екатерине II, достроена в 1802 г.

14 сентября 1796 г. состоялось торжественное поднятие пяти крестов на купола Успенской церкви. Согласно летописи Вельского Троицкого собора Успенский храм был освящен 18 сентября 1795 г. «стечение народа на сем торжестве было весьма велико».  Службы в храме совершались регулярно во все годы за исключением периода 1936 — 1946 г.г., когда он был закрыт советской властью. В годы Великой Отечественной войны здесь устроили мастерские пром комбината — портновскую и сапожную — шили одежду, ремонтировали овечьи шубы, из церковных риз шили тюбитейки. Иконами было разрешено топить печи… Через несколько лет по вине сторожа, который заронил искру и ушел раньше времени, произошел пожар. Здание сильно пострадало и было заброшено. За 15 лет существования советской власти в Архангельской области было закрыто 247 церквей. В Вельске обезглавлен Преображенский собор — снесены купола, разрушен Троицкий собор, на клодбищенской церкви взорвана колокольня.

На 1 марта 1944 г. наша церковь числилась закрытой «за отказом общины верующих».

26 февраля 1945 года совет по делам РПЦ разрешил открыть Успенскую кладбищенскую церковь.

В 1946 г. зарегистрировали и приходскую общину, настоятелем храма назначили священника протоиерея Леонида Следникова.

Городской совет заключил с приходом договор о передаче верующим в бесплатное бессрочное пользование церковного здания, сторожки и культового имущества. В описи предметов культв были только 2 иконы — Спасителя и Николая Чудотворца. Еще имелся свечной шкаф без дверок и ящиков и простой стол. Иконостас и престолы отсутствовали. Купола, кресты и колокола к тому времени были сброшены, утварь отобрана под предлогом сбора средств на помощь голодающим, сверху в крыше зияла дыра от взорванной колокольни, её забили досками. В 34 окнах не было стекол, в из двух — вынуты рамы. Община попросила горсовет помочь стройматериалами и транспортом для ремонта церкви. На просьбу ответили отказом.

Постепенно храм стал восстанавливаться силами и средствами прихожан. Два мастера — краснодеревщика выполняли все плотницкие и столярные работы — Василий Феоктистович Кулаков (строитель Вельского краеведческого музея) и Василий Прокопьевич Могутов. В то время на строительстве железной дороги трудились ссыльные, среди них были неравнодушные христиане, инженеры по образованию, предложившие свою помощь и много потрудившихся на ремонтно — восстановительных работах нашего храма. Уезжая, один из них «оставил» на подоконнике шапку, … под которой обнаружились немалые средства, пригодившиеся на многочисленные нужды храма. Немалый ревностный вклад в благоукрашение храма внесла прихожанка Новикова Елизавета Фёдоровна, прожившая более 90 лет. По образованию белошвейка из Питера, заботилась о цветах, расшивала ленты на Евангелие, преобрела Крест — распятие (находится на паперти) в Верховажье, а икону — плащаницу Божией Матери привезла из Пюхтицкого монастыря.

 

*15.02.1988 г. - 11.12.1992 г.: настоятель, Свято - Богоявленский храм, с. Вилегодское Архангельской обл.

IMG_0627

 Церковь Богоявления Господня в Вилегодской волости Сольвычегодского уезда упоминалась в Окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. В 1788 г. при церкви числилось 835 человек, в 1868 г. - 2333.

В 1814 г. построена каменная церковь. Престолы Богоявления, свт. Афанасия Александрийского. С 1905 года начато строительство новой большой церкви. Эта церковь не была освящена из-за событий 1917 г.

Председателем церковно-приходского попечительства 18 марта 1871 г. утверждён крестьянин Павел Максимов Фомин.

Библиография

ГАВО. Клировая ведомость Вилегодской Богоявленской церкви за 1916 г. (по сведениям Н. М. Македонской)

ВЕВ. - 1871, №8, с. 161.

С-в Н. (Суворов Н. И.). Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ. - 1872. - №18. - Прибавления. - С. 521.

Дата последнего обновления: 05.04.2011

Материал с сайта "Православные приходы и монастыри Севера"

IMG_0628 Село Вилегодск основано в XIV веке после прихода на Виледь летом 1379 года миссионера Стефана Пермского, уроженца Великого Устюга. Старое название села - Богоявленск, по названию Богоявленской церкви. Она была построена в начале XIXв., освящена в 1848 году. Богоявленская церковь до сих пор является украшением и главной достопримечательностью села Вилегодска. Раньше у реки Виледь, по имени которой теперь называется село, было другое русло. Она протекала по самому селу, совсем рядом с церковью, которая возвышалась над рекой на крутом угоре. История церкви весьма примечательна. Это единственная церковь в районе, уцелевшая в годы советской власти. В 1934 году была закрыта большевиками. Кресты с куполов были сброшены, колокол хоть и висел, но безмолвствовал, потому что был без языка. Все иконы и книги были погружены на машины, вывезены и сожжены. Но всё-таки часть икон уцелела благодаря прихожанам. Они сохранили их у себя дома, а потом, когда церковь снова открылась, вернули на место. Последним священником Богоявленской церкви перед её закрытием был Владимир Голубцов. Он был арестован и впоследствии расстрелян. По соседству с Богоявленской церковью находилась ещё одна церковь более поздней постройки. Население Вилегодска и окрестных деревень в конце XIX-начале XX века было большое, и одна церковь была не в состоянии вместить всех. Поэтому и возникла необходимость строительства второй церкви.  Но она не была  достроена, хотя и возведена под купола. Её большевики разрушили до основания, а кирпич направили на нужды народного хозяйства.  Богоявленскую церковь спасло от разрушения то, что её использовали под зерносклад. А на втором этаже церкви разместили школьный тир. Стреляли прямо по алтарю, по святым ликам. Следы пуль видны и по сей день. Богослужения в Богоявленской церкви возобновились лишь в 1947 году. До 90-х годов XXв. Богоявленская церковь оставалась единственной действующей церковью в Вилегодском районе.

 

* 19.02.1993 г. - 21.04.1997 г.: настоятель, вновь открываемый Крестовоздвиженский храм, Чистый (Помётный) Вражек г. Москва

Крестовоздвиженский храм, Чистый (Помётный) Вражек г. МоскваХрам существует более 350 лет. Он пережил многое – несколько войн, закрытие… И, тем не менее, сегодня мы можем зайти в эту Церковь и помолиться.

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага, прорезающего верхнюю террасу левого берега Москвы-реки. На месте деревянного храма было начато строительство каменного храма во имя Воздвижения Креста Господня. Он строился 18 лет. В 1658 году был освящен главный престол.

В 1701 году каменный храм был перестроен стольником Василием Шереметевым. В объёме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооружённого в 1658, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому. Первоначальная композиция церкви, состоявшая из двухсветного четверика храма с полукруглой апсидой и трапезной с одним приделом (иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости»), продолжала традиции посадского строительства XVII в.

В 1708 году с северной стороны появилась новопоставленная придельная церковь с отдельной главкой и крестом — во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

С годами менялся архитектурный облик храма. Между 1761 и 1782 годом он был почти полностью перестроен. В 1846 году на средства, завещанные купцом Г.И.Блохиным и на пожертвования фабриканта Ганешина к храму с западной стороны была пристроена невысокая колокольня со шпилем, а в трапезной устроен второй придел — во имя архангела Гавриила.

Окончательное формирование архитектурной композиции завершилось в 1894 — 1895 гг., когда к приделам были пристроены помещения с полукруглыми в плане апсидами: в 1894 году по проекту архитектора Ф.Н.Кольбе храм вновь расширили: северный и южный приделы были построены вновь по обе стороны от главного алтаря. Их освятили 24 октября 1895 года. В таком виде храм сохранился до наших дней.

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70 процентов росписи уцелело.

Крестовоздвиженский храм, Чистый (Помётный) Вражек г. МоскваХрам не действовал с 1931 по 1992 г. И все-таки храм ожил. По проекту архитектора О. Н. Кольбе его восстановили. 8-го апреля 1992 года у ограды храма был отслужен первый за последние шестьдесят с лишним лет молебен, организованный вновь созданной православной общиной. С 5-го ноября того же года в южном приделе храма всенощные бдения стали совершаться регулярно. А 7 сентября 1993 года был освящен престол в честь архангела Гавриила и была отслужена Божественная Литургия. Стараниями членов общины и прихожан началось восстановление поруганной святыни. К концу 2000 года храм вновь принял прежний архитектурный облик.

 

* 09.01.1997 г. - 24.04.2017 г.: командированный священник, храм Преображения Господня в Тушино, г. Москва

храм Преображения Господня в Тушино, г. МоскваСёла Спасское и Тушино, располагавшиеся на возвышенном левом берегу реки Всходни (современное название — Сходня), известны с XIV в. В то время они принадлежали боярину Родиону Нестеровичу Квашне. Своим названием село Спасское обязано Спасо-Преображенскому монастырю, находившемуся там с XIV в. до 1764 г. Монастырь был передан потомками Василия Ивановича Квашнина, по прозвищу «Туша», во владение Троице-Сергиевой Лавры. Первой церковью монастыря была церковь Преображения — сначала деревянная, а затем каменная, которая в середине XVII в. пришла в ветхость и была разобрана. Вторая церковь монастыря — каменная, во имя Андрея Стратилата, — была сооружена в XVI в.

В Смутное время вблизи села Тушино и Спасского монастыря стоял лагерь Лжедимитрия II. Его войско, добывавшее пропитание грабежом, опустошило окрестные деревни и разорило монастырь.

В 1764 г. монастырь был упразднен, и Преображенская церковь стала приходской церковью сел Спасское и Тушино. В XIX в. вследствие многочисленности прихода встал вопрос о ее расширении или перестройке. Кроме того, церковь находилась в достаточно ветхом состоянии, а из-за оползания берега реки в течение трех столетий оказалась на краю обрыва. Поэтому в 1870 г. было принято решение о строительстве новой каменной церкви в селе Спасском — в стороне от первой и вдали от опасного обрыва берега — на противоположном и ближнем к селу Тушино конце главной улице села Спасское.

Автором проекта новой Преображенской церкви села Спас-Тушино явился архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзинский. Вскоре после утверждения проекта, в 1875 г. кирпичную трапезную и колокольню старинной церкви разобрали до основания, а кирпич использовали на сооружение ограды вокруг новой церкви. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий лично освятил Спасо-Тушинский храм в день праздника Преображение Господне 6 августа 1886 г. На колокольне висело 6 колоколов: большой был отлит в 1821 г., остальные в период постройки храма.

К 1917 г. село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. После революции церковные земли были национализированы. В 1930-е гг. Тушино стало крупным промышленным центром: в нем были построены предприятия тяжелой промышленности и открыт аэродром. В 1935 г. Преображенский храм был закрыт, а его священники репрессированы и в 1937 г. расстреляны.

В здании храма в течение ряда лет находился клуб. Колокольня была взорвана, главный купол снесен. Потом здание было передано ремонтно-строительному управлению и использовалось как склад стройматериалов.

В 1990 г. в церкви возобновились богослужения. 17 августа 1990 г., накануне праздника Преображения Господня, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил храм. Восстановлены главный и два позолоченных малых купола храма, интерьер украшен уникальной мозаикой. Колокольня храма восстановлена в 1994 г.

                                                                                
Адрес:
г. Москва
Телефон: